пятница, 26 ноября 2010 г.

Понятие процесса сертификации

И так, прежде чем заняться чем-то серьезным, нужно серьезно подойти к вопросу, которым занимаешься ;)

Поскольку Портал Актив позиционируется как служба по "сертификации персонала" - как альтернатива диплома или аттестата об образовании, нужно определить, что такое эта самая сертификация.

Руководство ИСО/МЭК за 1986 г. дает следующее определение сертификации:
Это процедура, подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативным требованиям, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция, работа (процесс) или услуга соответствует заданным требованиям. [Link] 
Третья сторона в процессе сертификации, где первой стороной выступает продавец (в случае с Портал Актив - это должны быть люди, которые хотят продать свои знания и умения - т.е. соискатели) и покупатель (опять же в случае с Порталом Актив, это работодатели, которые хотят получить качественный "товар" - образованную рабочую силу) должна быть абсолютно независима и компетентна.
Кроме того эта "третья сторона" должна обладать необходимыми знаниями и квалификацией, а также необходимыми техническими средствами для проведения процедуры оценки.
А кроме этого к третьей стороне должно существовать доверие как со стороны продавца, так и со стороны покупателя, именно для этого сертификационная организация должна также проходить соответствующую аккредитацию.
Основными целями сертификации являются:
  • помощь покупателям в правильном выборе товара;
  • осуществление защиты покупателей от некачественной продукции, недобросовестного продавца или изготовителя;
  • проверка безопасности товаров и услуг;
  • проверка соответствия, декларируемых производителем, показателей качества продукции... [Link]
Не сложно предположить, исходя из всего вышесказанного, что процесс сертификации следующий - производитель (наш соискатель) производит продукцию (получает знание), платит за полученный сертификат (оплачивает учебу и в конце получает диплом), а дальше с этим сертификатом пытается продать товар (устроиться на работу). Следовательно, за сертификат должен платить продавец.

НО, если предположить обратную ситуацию - за сертификат (диплом) могут платить работодатели.
Ведь многие организации перед тем как купить что-нибудь дорогостоящее заказывают экспертизу и платят за это деньги.
Кроме того, рабочая сила - это экономический ресурс, который формирует определенный рынок. На рынке функционируют его агенты: учебные заведения, агентства по подбору персонала, ну и естественно, соискатели и работодатели.
На данный момент учебные заведения выполняют сразу две функции: обучения и сертификации. Для них, в краткосрочной перспективе, получается невыгодным отказывать в выдаче сертификата качества (диплома), даже если товар (знания) не соответствует установленным требованиям. Это приводит к банальной "торговле дипломами".
Чтобы гарантировать необходимый уровень знаний эти функции должны быть не только разделены но еще и "продаваться" разным "покупателям": знания - соискателям, а сертификат - работодателю. Ну, и естественно, их не должен выполнять один и тот же агент.

Комментариев нет:

Отправить комментарий